Музей ученичества – это сообщество единомышленников, объединенных общей атмосферой, осознанием и приятием общей направленности действий. Такой музей вполне отвечает занковскому духу развивающего обучения. Этот музей не совсем музей в обычном понимании: это не склад и не хранилище, поскольку экспонат этого музея не только и не сколько предмет, сколько продукт деятельности – интеллектуальной, творческой, созидательной. Это может быть сочинение, статья в газету, проект, фотография, даже сам ученик или учитель. Главный критерий, по которому определяется, достоин ли образец быть музейным экспонатом, - это возможность для него стать средством создания учебных ситуаций. Все музейные экспонаты предметной направленности собираются на специальных музейных полках в кабинетах, чтобы в нужный момент стать «пружиной» для разворачивания учебной ситуации.
Можно сказать, что Музей ученичества – это музей творческих работ. Например, изучая «Слово о полку Игореве», мы, словесники, традиционно предлагаем сделать стихотворное переложение прозаического перевода Плача Ярославны – у нас есть целая книга лучших переводов. На «музейной полке» также хранятся конкурсные работы, золотые сочинения, собрание тавтограмм, буриме, сравнений. Все эти экспонаты живут на уроке: используются как образец, анализируются, корректируются, пополняются за счет новых работ.
Таким образом, благодаря Музею ученичества ученик ощущает сопричастность с традициями школы, видит место для результатов собственной творческой деятельности.
Обеспечить сопричастность с другими участниками школьного сообщества призван еще один аспект музейной работы – создание «Музея людей». Перед вами один из «экспонатов» Анна Грибоедова, сотрудница солидного центрального издания – газеты «Культура». Она пишет рецензии на новые книги – их можно использовать на уроке. Кроме того, мы собираем высказывания успешных выпускников, советы нынешним ученикам. Сейчас готовится сборник эссе выпускников, посвящённый тому, как школьные знания востребованы ими во взрослой жизни. Цитата из такого сборника бывает, полезна для создания учебной ситуации.
Музей ученичества – это и музей «Музей вещей». Перед вами наша любимая чернильница. Она помогает создать творческую атмосферу на уроке ( это известный прием): мы капаем чернила на страницу, а потом стараемся увидеть в кляксе то, что подскажет воображение.
Таким образом, Музей ученичества – это особый тип музея: детский музей, который создается детьми и для детей. Он служит своим творцам, интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через различные формы деятельности связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием учащихся, спроектирован в интерактивной форме. Благодаря Музею ученичества учебная деятельность наполняется для ученика личностным смыслом, а это один из постулатов теории развивающего обучения.