Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку в рамках системы внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность - это, действительно, целостная система, призванная развивать мотивацию личности к познанию и творчеству, обеспечивать возможности для удовлетворения творческих и образовательных потребностей детей и
подростков. Она позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет его углубления и расширения, компенсируя неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации индивидуальных образовательных программ, особенно в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации.
Внеурочная деятельность позволяет решить многие существующие у выпускников как основной, так и средней школы проблемы, а именно: овладение орфографическими и пунктуационными нормами, развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Известно, что содержание обучения русскому языку определяется образовательным стандартом, оно направлено на освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладение основными нормами современного русского литературного языка, формирование способности пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами и интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей ученика. Школьник должен овладеть секретами эффективного общения, научиться осознанному отбору и организации языковых средств для достижения коммуникативного совершенства.
Это требует дифференцированного подхода к обучению, учёта индивидуальных особенностей обучающихся. В данной ситуации нужна такая организация обучения, при которой берутся во внимание цели каждого отдельного ученика, предвидятся его затруднения. Преподаватель в таком случае осуществляет мотивированное управление процессом обучения, изменяется его задача: он консультант и помощник. Таким образом, главным в обучении должны стать потребности ученика. Но без активной помощи со стороны преподавателя обучающиеся не смогут качественно усвоить учебный материал. Следовательно, главная методическая задача в организации такого обучения заключается в создании условий, при которых ученик почувствовал бы себя успешным, смог бы увидеть свои достижения и захотел бы улучшить результаты.
Не секрет, что в условиях классно-урочной системы, которая остается ведущей формой организации преподавания предмета в современных условиях, при большой наполняемости классов и малом количестве часов по программе, в основной школе трудно реализовать эти подходы в изучении и повторении материала. А ведь он включён в перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по русскому языку и составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ.
Возможности преподавателя, работающего со школьниками за рамками традиционного урока, гораздо шире. Мой опыт показывает, что научно-исследовательская работа учащихся может оказать неоценимую помощь в подготовке как к ЕГЭ, так и ОГЭ по русскому языку.
Конкретный пример – научные работы учениц 10 класса в 2016-2017 году. В рамках подготовки к школьной научно-практической конференции памяти Н.А.Невского были выбраны не только интересные, но и сложные для усвоения темы по лексике, фразеологии и грамматике. Проведённая старшеклассницами исследовательская теоретическая и практическая работа дала ощутимый результат: дипломы победителя и призёров конференции, а главное – трудные задания в тесте ЕГЭ стали понятными и решаемыми без ошибок.
Самое ценное, на мой взгляд, то, что эти работы принесли пользу всему классу: алгоритм решения заданий теста, сборник дидактических материалов, представленный в научной работе, стал и может стать большим подспорьем для выпускников.
Таким образом, готовиться к итоговой аттестации можно не только на уроке, но и активно занимаясь внеурочной деятельностью.
С уважением З.В. Дивановская
учитель русского языка и литературы,
СОШ № 1 с углублённым изучением английского языка,
Высшая квалификационная категория.