МОУ СОШ №1 с углубленным изучением английского языка
Главная Наши достижения Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку в рамках системы внеурочной деятельности

Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку  в рамках системы внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность - это, действительно, целостная система, призванная развивать мотивацию личности к познанию и творчеству, обеспечивать возможности для удовлетворения творческих и образовательных потребностей детей и

подростков.  Она позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет его углубления и расширения,  компенсируя неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации   индивидуальных образовательных программ, особенно в рамках подготовки  к государственной итоговой аттестации.

Внеурочная деятельность позволяет решить многие существующие у  выпускников как основной, так и средней школы проблемы, а именно: овладение орфографическими и пунктуационными нормами,  развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Известно, что содержание обучения русскому языку определяется образовательным стандартом, оно направлено на освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладение основными нормами современного русского литературного языка, формирование способности пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами и интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей ученика.  Школьник должен овладеть секретами эффективного общения, научиться осознанному отбору и организации языковых средств  для достижения коммуникативного совершенства.

Это требует дифференцированного подхода к обучению, учёта индивидуальных особенностей обучающихся.  В данной ситуации нужна такая организация обучения, при которой берутся во внимание   цели каждого отдельного ученика,  предвидятся его затруднения. Преподаватель в таком случае осуществляет мотивированное управление  процессом  обучения, изменяется его задача: он   консультант и помощник. Таким образом, главным в обучении должны стать потребности ученика. Но без активной помощи со стороны  преподавателя  обучающиеся не смогут качественно усвоить учебный материал. Следовательно, главная методическая задача в организации  такого обучения   заключается в создании   условий, при которых ученик  почувствовал бы себя успешным, смог бы увидеть свои достижения и захотел бы  улучшить результаты.

Не секрет, что в условиях классно-урочной системы, которая остается ведущей формой организации преподавания предмета в современных условиях, при большой наполняемости классов и малом количестве часов по программе, в основной школе трудно реализовать эти подходы в  изучении и повторении материала. А ведь он включён  в перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по русскому языку и  составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ.

Возможности преподавателя, работающего со школьниками  за рамками традиционного    урока, гораздо шире. Мой опыт показывает, что научно-исследовательская работа учащихся может оказать неоценимую помощь в подготовке как к ЕГЭ, так и ОГЭ по русскому языку.

Конкретный пример – научные работы учениц 10 класса в 2016-2017 году. В рамках подготовки к школьной научно-практической конференции памяти Н.А.Невского были выбраны   не только интересные, но и сложные для усвоения темы по лексике, фразеологии и грамматике.  Проведённая старшеклассницами исследовательская теоретическая и практическая работа  дала ощутимый результат: дипломы победителя и призёров конференции, а главное – трудные задания в тесте ЕГЭ стали понятными и решаемыми без ошибок.

Самое ценное, на мой взгляд, то, что эти работы принесли пользу всему классу: алгоритм решения заданий теста, сборник  дидактических материалов, представленный в научной работе, стал и может стать большим подспорьем для выпускников.

Таким образом, готовиться к итоговой аттестации можно не только на уроке, но и активно занимаясь внеурочной деятельностью.

 

С уважением З.В. Дивановская

учитель русского языка и литературы,

СОШ № 1 с углублённым   изучением английского языка,

Высшая квалификационная категория.

 

Версия для слабовидящих

Почтовый ящик

 

#БезопасныйИнтернет