МОУ СОШ №1 с углубленным изучением английского языка

Верую

Монолог учителя

Чтобы долго работать в школе, нужно обязательно верить. Вернее, веровать… Во что? В то, что есть высший смысл во всём, из чего состоит школьная жизнь. Звонки, тетради, уроки… Если бы только уроки: закрытая дверь, детские глаза… «Когда б вы знали, из какого сора…» Из сора, из рутины, из мелочей, мешающих главному, складывается жизнь учителя: заявления, справки, объявления, детские завтраки, отсутствующие, расписание… Не забыть, проверить, отметить, обязательно спросить, обязательно напомнить, обязательно… Расплата за всё это – деформация личности: есть конкретное поле деятельности, а всё, что за ним, – отсекается, не берётся в расчёт, мешает. Не случайно учителя узнают даже на пляже: жёсткий взгляд, менторский тон. Что же такое с нами? Как избежать страшного – потери интереса к жизни? Как не утратить доброжелательного и открытого отношения к людям? Учусь этому у Ивана Ивановича Зеленцова, знаменитого учителя словесности, чей педагогический путь начинался в Рыбинске. Он мог стать священником, или большим учёным, или … Но предпочёл провести свою жизнь в классе, давая уроки русского языка и литературы. Энциклопедичность знаний, эрудиция, феноменальная память Учителя сочетались в нём с притягательностью человеческого обаяния. Педагогическая концепция И.И. Зеленцова: в образовании главное – воспитание, не обретение суммы знаний, а обретение себя. Кажется, из далёкого прошлого Учитель смотрел в наше будущее: в стандартах нового поколения – та же идея! Очевидно, есть универсальные законы развития личности, и настоящий педагог во все времена – интуитивно или на основе теоретических знаний – приходит к постижению принципов того, что называют развивающим обучением и без чего сегодня невозможно себе представить современную школу. Слабо верю в «технологии»: в строгом, терминологичном смысле это понятие предполагает обязательную воспроизводимость, чёткое описание процесса, гарантию результата. По-моему, в педагогике такого не бывает, особенно если говорить о личностных результатах. Это как в искусстве: либо задевает, трогает, волнует, дразнит, подталкивает, не даёт покоя… Либо оставляет равнодушным. Недавно прошла обучение на курсах по ИКТ. Мой сайт – о музейной педагогике, и одна из его страниц (она называется «В главной роли») посвящена Ивану Ивановичу Зеленцову. Зачем я об этом пишу? По-моему, этот сайт – довольно точная метафора того, что есть современный процесс образования. Да, новые технологии открывают невероятные возможности обучения. Но они суть оболочка, инструмент, средство, форма… А главное – что внутри. Всё-таки главным в школе всегда останется личность. Личность учителя и ученика, совместно проживающих какую-то часть своей жизни. Убеждена, что учитель приходит в класс не давать знания, а тратить себя. Уважаю детей, которым всё интересно.

Нужно только не уставать от мелочей. Уметь улавливать в быстротекущем потоке жизни крупицы настоящего – детские глаза в минуту, когда совершается открытие. Читать с пятиклассниками «Гарри Поттера». Со старшеклассниками вместе тосковать о несовершенстве мира. Вместе учиться жить с этим новым знанием и быть счастливым. Самой не разучиться совершать открытия. Не растерять себя. Это возможно. Я верую.

Материалы/разработки:

Методическая разработка Петровой Светланы Александровны

Брошюра-кружок

Исследование-кружок

Публикация игры со словом

Школа словесности Зеленцова + Презентация

 

Профессиональная компетентность современного учителя. Мастер-класс как эффективная форма трансляции педагогического опыта.

 

Версия для слабовидящих

Почтовый ящик

 

#БезопасныйИнтернет