МОУ СОШ №1 с углубленным изучением английского языка
Главная Наши достижения Из личного опыта учителя

Социокультурный компонент содержания рабочей программы как средство достижения образовательных результатов.

Изучение традиций страны изучаемого языка является важным элементом обучения. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования одним из требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования является  сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

В начале обучения иностранному языку большое значение имеет стимулирование потребностей в ознакомлении с миром зарубежных сверстников.

На младшей ступени основными приемами формирования социокультурной компетенции являются:

  • имитация традиций
  • отмечание праздников и воспроизведение национальных традиций
  • создание костюмов, рисунков, открыток
  • имитация ситуаций общения
  • демонстрация результатов
  • разучивание песен и стихов

В Федеральном государственном стандарте основного общего образования также говориться о необходимости формирования дружелюбного и толерантного отношения  к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, развития национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы.

В примерной образовательной программе основного общего образования  в разделе Социокультурные знания и умения прописано, что выпускник должен научиться

  • употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
  • представлять родную страну и культуру на английском языке;
  • понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала.

Выпускник получит возможность научиться

  • использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
  • находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран изучаемого языка.

На этой ступени обучения на первый план для подростков выходит общение со сверстниками, поэтому к вышеперечисленным  приемам  целесообразно добавить такие виды работ как

  • переписка, в том числе  e-mail
  • исследовательская деятельность, проекты
  • ролевые игры, деловые игры
  • имитация более сложных ситуаций общения
  • видеофильмы

Для развития и формирования социокультурной компетенции  эффективны уроки-путешествия, экскурсии, уроки-конкурсы, уроки-викторины, защиты проектов.

Данные виды работ обеспечивают использование языка в ситуациях, моделирующих реальную действительность.

Более подробно рассмотрим применение  метода проектов и использование видеофильмов. Метод проектов позволяет повысить продуктивность общения и обеспечивает его практическую направленность. Тематика проектов часто имеет социокультурную направленность и отражает разносторонний спектр интересов учащихся.

Использование видео и песенного материала очень эффективно  для ознакомления с элементами культуры страны изучаемого языка. Важно обращать внимание на наличие в тексте сведений о географии, истории страны, фактов политической, социальной, повседневной жизни, наличие этнокультурной информации, различного рода символики, информации об особенностях поведения в различных ситуациях, норм и ценностей общества. Применение видео и песенного материала  несомненно повышает мотивацию к изучению иностранного языка.

________________________________________________________________________________________________

Современную жизнь невозможно представить без стремительного развития технологий. В связи с чем понятие «цифровизация» все чаще звучит во многих сферах, включая систему образования. Реформа цифровизации образования заключается в оснащении образовательных учреждений программным обеспечением, позволяющим получить доступ к различным образовательным ресурсам, электронным библиотекам и результатам научных разработок.

В области изучения иностранных языков использование современных технологий приобретает особое значение, так как они позволяют существенно повысить наглядность учебного процесса, использовать аутентичные материалы и эффективно организовать самостоятельную работу учащихся.

Процесс цифровизации образования поддерживается многими издательствами, которые помимо выпуска традиционных учебных пособий разрабатывают в дополнение к ним собственные интернет-ресурсы. Одним из них является издательство Macmillan Education.

Macmillan Practice Online представляет собой интернет-ресурс для изучающих английский язык, в котором пользователи получают доступ к упражнениям, дополняющим учебники данного издательства.  Данный интернет ресурс дает возможность не только дополнить, но и значительно разнообразить процесс обучения, а так же организовать самостоятельную работу учащихся. Для начала работы необходимо активировать код доступа, который находится в приобретенном пособии, и пройти процедуру регистрации на сайте в качестве учителя или учащегося. Преподаватель может  создавать учебные группы и проверять выполненные на сайте задания. Учащиеся имеют возможность присоединиться к группе своего учителя и выполнять задания под его контролем. При этом им нет необходимости приобретать личное пособие, в котором есть код доступа, что значительно упрощает работу, так как пособие нужно приобретать в специальных магазинах, к тому же оно имеет достаточно высокую стоимость.

Помимо ресурса Macmillan Practice Online издательство предлагает различные статьи, методические разработки, вебинары,  видео уроки, которые, несомненно, вызывают интерес многих преподавателей английского языка. Однако большая часть данных ресурсов доступна пользователям интернет портала Macmillan Teacher Plus. Вступить в данную программу могут учителя, работающие в текущем году по УМК издательства Macmillan с группой учащихся от 10 человек.

Издательство Macmillan предлагает современные, высококачественные ресурсы, как для преподавателей, так и для всех изучающих английский язык.

Сфера образования пользуется большой популярностью среди разработчиков приложений,  поэтому в сети интернет постоянно появляются новые проекты,

Kahoot-это бесплатное приложение для обучения в игровой форме. С его помощью можно создавать тесты, опросы, учебные игры.  Приложение работает на любом компьютере и смартфоне. Для того чтобы начать работу, необходимо пройти процедуру регистрации. Сразу после регистрации можно пользоваться  тестами, созданными другими пользователями данного приложения.  В строке «поиск» можно найти тест, викторину или игру по интересующей теме.

Любой участник может создать свой собственный тест. Для этого необходимо перейти в раздел “ New K “. В бесплатной версии доступны четыре варианта игры: викторина, игра с перемешанными ответами, обсуждение и опрос. Тест может быть создан на любом языке по любым предметам. В задания можно включать фотографии и видео. В приложении есть возможность установить разный временной предел для каждого вопроса в зависимости от его сложности. Баллы начисляются за правильные ответы и скорость выполнения заданий.

Игра может быть организована несколькими способами:

1)      каждый учащийся играет индивидуально ( все имена игроков выводятся на экран)

2)      игроки делятся на команды и дают ответ после совместного обсуждения

3)      учащиеся выполняют тест дома в качестве домашнего задания.

Тест можно пройти на сайте сервиса или воспользоваться мобильным приложением.

Студенты в аудитории используют свои смартфоны или планшеты в качестве пульта для ответов.

 

Следует отметить следующие плюсы использования данного приложения:

-понятный интерфейс

-разнообразие готовых тестов по разным темам

-возможность изучать любой материал в игровой форме

-создание тестов, опросов и дискуссий за короткое время

- интерактивный режим

-повышение мотивации учащихся

С уважением Л.Г. Кудашова

учитель английского языка,

СОШ № 1 с углублённым   изучением английского языка,

Первая квалификационная категория.

 

_______________________________________________________________________________________________________

Ссылка на видеозапись урока: https://rutube.ru/video/177140b5feafbd18440dc379f20ffd67/

Комментарий к видеозаписи урока:

Наша школа с углублённым изучением английского языка решает важную проблему: дефицит людей свободно владеющих английским языком. Чтение на английском языке очень важно для развития навыков коммуникативной речи, т.к. является трамплином для говорения, понимания, письма. Чтобы привить любовь к чтению, надо сформировать привлекательный образ книги, печатного слова. Проблему, которая решалась на уроке, можно сформулировать следующим образом: «Книга – это увлекательный мир событий, героев и приключений и нужно дать ребёнку возможность увидеть, услышать и пережить это». В решении этой проблемы я шла от интересов ребёнка. Что любят дети? Рисовать. Мы рисовали любимых героев книг и иллюстрации к сказке «Дик Уиттингтон и его кошка». Дети любят играть и разгадывать загадки. Вместе с родителями мы играли в игру «Угадай сказочного персонажа». Дети любят наряжаться, перевоплощаться, мастерить что-то. Для сценки « Бременские музыканты» им понадобилось изготовить костюмы. Дети любят делать что-то интересное со своими родителями. Родители были нашими партнёрами и помогали нам и на подготовительном, и на презентационном этапе. Они помогли напечатать книгу «Дик Уиттингтон и его кошка», изготовить костюмы, сами нарядились сказочными персонажами и отвечали на вопросы учеников. Дети любят лицедействовать, петь и танцевать. Они любят гомонить и шуметь. Мы дали им такую возможность, когда герои, бременские музыканты, криками прогоняют плохих грабителей из лесной избушки. Все запреты были сняты, и это раскрепостило юных актёров и певцов. Они сами придумывали движения, фонтанировали идеями: «Давайте сделаем так»- говорили они, добавляя жесты, слова; советовали одноклассникам как сыграть роль.

Одним из основных принципов моей работ является снятие трудностей. Сложное должно стать для учеников доступным. И это - задача учителя. В рассказе о своей любимой книге дети могли растеряться в длинной череде событий, эпизодов и имён. Поэтому им была дана чёткая схема, которая помогла им структурировать их рассказ и  сжать информацию до основных понятий:  КТО является главным героем книги, ГДЕ и КОГДА происходит действие, ЧТО происходит и  ПОЧЕМУ понравилось. На уроке дети делали краткий пересказ «дайджест» и пытались говорит о сложном доступным языком, одновременно пользуясь своей творческой работой как опорой. Снятие сложностей неразрывно связано  с чувством успешности. Ребёнок видит, что у него всё получается и это окрыляет его.

Приём ассоциативного запоминания был использован в песнях с движениями. Моторика, ритмичные шаги, движения руками помогают запоминать текст. Я использовала грамматические чанты – ритмичные песни, песни нараспев для выражения главной идеи пьесы и одновременно для запоминания степеней сравнения прилагательных. Герои поют: «Жизнь становиться всё лучше, намного лучше; наша дружба крепче, наш путь более лёгким. Жизнь улучшается, наши ноги идут всё быстрее, мы становимся моложе с каждым днём». Другой грамматический материал «Вопрос: Разве не?», но тот же приём чантов используется  при проведении рефлексии в конце урока. Это речёвка: «Разве не была пьеса интересной? Разве не были герои замечательными? Разве не была игра отличной? Разве не были костюмы великолепными? Разве не был конец счастливым?» и т.д. На что ученики делают шаг вперёд, поднимают большой палец вверх и говорят вместе «Да, конечно».

Особо я хочу остановиться на приёмах музейной педагогики. Проведение ассоциативной параллели между сегодняшним днём и прошлым с целью показать уважение к достижениям ребёнка в школьном пространстве состоялось на четвёртом этапе.  Я показываю рисунки – иллюстрации к прочитанным английским книгам учеников прошлых          лет и говорю почему они дороги мне. Это память, которая даёт мне силу и радость.  Ученикам это даёт чувство сопричастности  к истории школы, осознание нравственных приоритетов.

С уважением С.Б. Головко

учитель английского языка,

СОШ № 1 с углублённым   изучением английского языка,

высшая квалификационная категория.

 

Версия для слабовидящих

Почтовый ящик

 

#БезопасныйИнтернет